https://electroinfo.net

Вельде, Генри ван де (1863-1957)

архитектор Генри ван де Вельде3.4.1863, Антверпен - 25.10.1957, Цюрих

Фотографии работ ван де Вельде см. в разделе "Фотогалерея" 

Бельгийский архитектор, график, живописец, мастер прикладного искусства и писатель Ван де Вельде в 1881 -1883 годах обучался живописи в антверпенской Академии художеств, а в 1883-1885 годах был учеником Дюрана в Париже.

В 1885 году ван де Вельде вернулся в Бельгию и в 1889 году вошел в брюссельскую группу «ХХ-ти». Через Уильяма Финча (1854—1930) и Октава ван Риссельберга он познакомился с английским прикладным искусством и реформаторским движением Уильяма Морриса. Пережив в 1890 году физический и психологический кризис, он решился оставить живопись и посвятить себя изучению архитектуры и прикладного искусства.

В 1896 году в Париже ван де Вельде занимался оформлением галереи «Ар нуво» Самуэля Бинга (1838-1905). Презентация его мебели на Дрезденской выставке прикладного искусства года была столь успешной, что с 1898 по 1914 год Ван де Вельде получал множество заказов из Германии.

В 1898 году он основал в Брюсселе мастерские прикладного искусства с филиалом в Берлине (1899).

В 1902 году ван де Вельде был приглашен в Веймар для основания Художественно-промышленной школы, которую он возглавлял в 1906-1914 годах.

В 1907 году стал одним из основателей немецкого Веркбунда. После пребывания в Швейцарии (с 1917 года) и в Нидерландах (с 1921 года) ван де Вельде в 1925 году вернулся на родину, где в 1926 году создал и возглавил Высшую школу декоративных искусств в Брюсселе. Кроме того, он был профессором Гентского университета.

Его последними большими заказами стали бельгийские павильоны на Всемирных выставках 1937,1939 и 1940 годов.

В 1947 году ван де Вельде вернулся в Швейцарию.

Анри ван де Вельде был одной из наиболее значительных фигур европейского модерна. Он стремился к соответствующему духу времени самовыражению в архитектуре и прикладном искусстве и выступал против подражания историческим стилям. Его основным принципом было соответствие формы способу обработки и свойствам материала. Его творческое наследие помимо мебели, книжных переплетов, графики, керамики, эскизов внутреннего оформления интерьеров и архитектурных сооружений включает в себя также многочисленные теоретические работы, среди них «Ренессанс в прикладном искусстве» (1901), «Любительские проповеди о прикладном искусстве» (1902), «Формулы современной эстетики» (1925) и воззвание «Новый стиль» (1931). К числу наиболее известных архитектурных работ ван де Вельде относятся его собственный дом в Уккле недалеко от Брюсселя (1895), внутреннее оформление помещений Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902), театр Веркбунда в Кёльне (1914; в 1920 году разобран), университетская библиотека в Генте (1935-1940) и Крёллер-Мюллер музей в Оттерло (1936-1954).

Фотографии работ ван де Вельде см. в разделе "Фотогалерея"