https://electroinfo.net

Баженов В. И. (1737—1799)
архитектор Баженов В.И.Баженов Василий Иванович  - cын сельского священника. Первоначально учился в «команде» Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. С 1755 г. в Санкт-Петербурге — ученик и помощник С. И. Чевакинского при постройке Никольского собора.

Учился в Академии художеств с момента ее основания. После окончания Академии направлен пенсионером во Францию и Италию для дальнейшего образования.

Обучался в Парижской академии у Ш. де Вайи. Жил и работал в Италии. Имел звания профессора Римской академии, члена академий во Флоренции и Болонье.

В 1765 г. вернулся в Санкт-Петербург. Участвовал в конкурсе на проект Екатерингофа, за что получил звание академика. Служил архитектором артиллерийского ведомства.

В 1767 г. направлен в Москву для приведения в порядок строений в Кремле.

Созданный им грандиозный проект Большого Кремлевского дворца не был осуществлен, но оказал огромное влияние на становление классицистических принципов градостроительства в России. Во время работ в Кремле вокруг Баженова сложилась школа молодых архитекторов-классицистов (М. Ф. Казаков, И. В. Еготов, Е. С. Назаров, Р. Р. Казаков, И. Т. Таманский), развивавших в своих дальнейших самостоятельных работах идеи Баженова.

С другой грандиозной работой — дворцовым комплексом в Царицыне — архитектора также постигла неудача. Выстроенный в фантастических русско-готических формах дворец не понравился Екатерине II и не был закончен, а сам Баженов впал в немилость. По воцарении Павла I, с которым Баженов был связан масонской деятельностью, архитектор был приглашен в Санкт-Петербург и назначен вице-президентом Академии художеств с чином статского советника. Однако последний проект Баженова — Михайловский замок был полностью переработан В. Бренной.

Основоположник и страстный пропагандист классицизма в России, мастер с яркой индивидуальностью и трагической творческой судьбой.
 
Известен трудами в области теории архитектуры, большая часть которых создана совместно с Ф. Каржавиным. Графическое наследие мастера очень велико, однако вопрос о его авторстве во многих случаях остается открытым.

Основные работы:
   - усадьба Пашкова (Москва);
   - дома Юшкова и Прозоровского (Москва);
   - трапезная и колокольня церкви Скорбящей Божией Матери (Москва);
   - дворцовый комплекс Царицыно под Москвой;
   - церковь в с. Быкове под Москвой;
   - церковь в с. Знаменка (Тамбовской губ.);
   - кордегардии Михайловского замка (до сер.XX века приписывлись в Санкт-Петербург,е)
   - здание Окружного суда на Литейном пр. (САнкт-Петербург, не сохранилось).