https://electroinfo.net

Гауди Антонио (1852-1926)

Архитектор Антонио ГаудиАнтонио Гауди родился 25 июня 1852 г. в Реусе, неподалеку от Барселоны. В 1876 г. он переехал в Барселону, чтобы продолжить образование в архитектурной школе, которую окончил в 1878 г. Основополагающее значение для формирования мировоззрения молодого зодчего имели философские труды Лоренс-и-Барбы и эстетика романтизма Паула Мила-и-Фонтане-иса. В этот же период начинает четко формироваться его оригинальная архитектурная эстетика.

Опираясь на национальную готику и характерные особенности народной каталонской культуры, он связал воедино старинные традиции и стилистику модерна, художественно-культурного течения конца XIX в., необыкновенно популярного во всех странах Европы. Новаторские тенденции в его творчестве, выражающиеся в поиске многоцветия, фантастической пластики и декора, также ничуть, не нарушили традиционные связи с каталонской культурой.

В период между 80-и и 90-и гг. он выполнил ряд работ, оказавших огромное влияние на урбанистический облик Барселоны.

В 90-е гг. прошлого века в его творчестве усиливаются новаторские тенденции, выражающиеся в поиске многоцветия, фантастической пластики и декора, ничуть, однако, не нарушающие традиционных связей с каталонской культурой.

В 1926 г. Антонио Гауди скончался в Барселоне. Останки его покоятся в склепе Собора Саграда Фамилия, а башни-колокольни, в настоящее время почти все завершенные по проекту Гауди, возносясь в небеса, будто бы осеняют Барселону бессмертным знамением его гения.

В 1957 г. Ле Корбюзье называет Антонио Гауди  «конструктором XX в.», а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора,  художника и архитектора как в области разработки несущих конструкций, так и в отделке интерьеров.

Фотографии работ Антонио Гауди см. в разделе "Фотогалерея" 
 

Жизнь и творчество Антонио Гауди


1852 Гауди родился в городе Реус 25 июня. Он пятый и последний сын городского лудильщика.


1863 Гауди поступает в религиозный колледж, чтобы получить среднее образование.


1865 Гауди делает рисунки для журнала "Арлекин'.' Он знакомится с Эдуардом Тода и принимает участие в проекте реконструкции монастыря Публет, частично разрушенном в 1835 году. В этой работе мы находим первые доказательства его любви к Природе и средневековому искусству


1869 Гауди переселяется в Барселону, чтобы завершить среднее образование. Чтобы сопровождать его, отец закрывает лавку, а брат Франсеск прерывает медицинскую практику


1872 Гауди поступает в Высшую Школу Архитектуры.


1876 Брат Франсеск умирает, отец продает землю, которая у него была, чтобы оплатить обучение Антонио в Высшей Архитектурной Школе. Гауди проявляет особый интерес к лекциям по философии и литературе, которые читает Франсеск Ллоренс-и-Барба, и к лекциям по истории Пау Мила-и-Фонтаналса. Участвует совместно с архитектором Франсиско де Паула дел Виллар в работе над алтарем в монастыре Монтсеррат (придел Божьей Матери),а с Жузепом Фонтсере-над оформлением парка Сьютаделья в Барселоне (решетки входа, медальоны бассейнов каскада). Тогда же сотрудничает с архитектором Жуаном Мартурелем, человеком глубоко верующим и развивающим идею социальных реформ. В 1876 году пишет дневник.


1878 15 марта Гауди получает звание архитектора. Знакомится с Эузеби Гуэлем, который станет его главным заказчиком и меценатом.


1878-1882 Гауди работает над реализацией проекта "Рабочего поселка в Матаро', в рамках которого строиткирпичную лестницу, вынесенную из здания наружу, как это сделает в 1914 году Гропиус на фактории Werkbund в Колонии. Гауди строит только фабрику, в проекте цеха которой (цех сохранился до сегодняшних дней) использует параболический каркас. По мнению биографов архитектора в этот период Гауди переживает несчастливый роман, который мог спровоцировать глубокий личностный кризис.


1883 Гауди строит часовню для прихода в Алелье.


1883 Гауди назначается архитектором Собора Святого Семейства в Барселоне. В 1869 году он создает рабочую группу, чтобы разрабатывать проект Церкви Искупления, а в 1882 году закладывает первый камень совместно с Франсиско де Паула дел Вилларом в качестве архитектора. Когда тот отказывается от дальнейшего участия в проекте, это место предлагают Жуану Мартурелю, но тот в свою очередь отказывается в пользу Гауди, которому тогда был 31 год.


1883-1888 Гауди строит Дом Висенс, на проект которого большое влияние оказал стиль мудехар; здесь архитектор обильно и умело использует керамическую плитку и смелые колористические решения.


1883-1885 Гауди строит усадьбу Каприччо (Сантандер), в проекте которой усиливает и подчеркивает тенденцию, проявившуюся в Доме Висенс, - приверженность к стилю мудехар.


1884-1887 Гауди заканчивает крипту в Соборе Святого Семейства, стены которой, следуя проекту неоготического стиля, начал возводить еще Виллар. Хауди трансформирует этот проект, применив к нему свой природно-экспрессионистический морфологизм.


1884-1888 Период, когда архитектор интенсивно работает над заказами Эузеби Гуэля. Гауди строит Павильоны Гуэль в Педралбес, которые свидетельствуют о кризисе стиля мудехар в его творчестве и которые он обнес знаменитой кованой оградой в форме дракона; также он строит Дворец Гуэль на улице Ноу де ла Рамбла в Барселоне, в котором широко использует параболические формы и создает рассеченный архитектурный объем, сочетающий воздушность и основательность, там он впервые создает каминные трубы геометрического характера, обладающие магической скульптурной притягательностью, там же в первый раз сотрудничает со своим другом- художником Алексом Клапесом, поручая ему декоративное решение стен главной залы, и, наконец, создает подвесные арки для входов.


1888-1890 Гауди строит Колледж ордена Св.Терезы на улице Гандущер в Барселоне, начатый другим архитектором. Это работа выполнена в строгом стиле из кирпича и необработанного камня. Архитектурная идея здания базируется на ритмической структуре, создаваемой параболическими арками, разряжающей тяжеловесную поверхность и внутренние галереи. В целом Колледж выполнен в стиле мудехар.


1889-1893 Гауди реализует первый этап строительства Дворца Епископа в Асторге (Леон). Затем он не возвращается к нему вплоть до 1907 года. Это строгая по стилю работа выполнена в граните- архитектор использует керамику только в отделке третьего этажа.


1891-1892 Архитектор разрабатывает проект здания " Лос Ботинес" в Леоне, в 1892 г.
начинает строить его для клиентов Эузеби Гуэля. Проект выполнен в безличной манере, но над порталом Гауди размещает Святого Георгия, впервые используя скульптуру для своих зданий.


1891-1893 Гауди строит апсиду Собора Святого Семейства. Он сохраняет неоготический стиль, но придает ему новый вид и новую идею. Также архитектор начинает работу над фасадом Рождества.


1892 Гауди разрабатывает проект здания Католических Миссий в Танжере, в котором создает башни-звонницы текучей формы (элемент, который он, возможно, заимствовал из африканской культуры, и который позднее проявится в проекте Собора Святого Семейства). Интересно, что этот архитектурный элемент тесно связан с хамитской архитектурой (Крейс Сегвела, северный Того), Этот проект, безусловно, готовился для путешествия в Марокко.


1898-1900 Строительство Дома Калвета. Это здание из обтесанного камня, в котором доминирует сдержанная тональность. Его отличает волнистая линия ребра крыши, увенчанная архитектурными украшениями сферической формы, а также выполненные из гнутых и фигурно вырезанных металлический пластин балконы чердака, которые предвосхищают архитектурных решений в Доме Батльо. Для Дома Калвета Гауди разрабатывает дизайн (так же, как и для Дома Висенс, для капеллы в Комиллас и во дворце Гуэль) оригинальной мебели. В 1898 г. Архитектор также начинает работу над проектом церкви для поселка Гуэль в Санта Колома де Сервельо (Барселона). Проектная работа продлится я10 лет; вплоть до 1908 г., когда начнется строительство крипты.


1900-1909 Гауди строит Дом Бельесгуард, выднржанный в оригинальном «гаудианском» стиле с сильным влиянием готики. Он выстроен с использованием сланцевого камня. Архитектурной изюменкой проекта является использование арок в «каталонском стиле» и кованого железа. Тогда же архитектор строит ограду Миральес в Барселоне, сочетающую камень и железо, форма, которой отзовется позднее в скамье парка Гуэль.


1900 Гауди начинает работать в парке Гуэль, в котором архитектор поселяется вместе со своим отцом и племянницей Розой Эгеа Гауди, которые умрут в 1906 и 1912 годах соответственно. Парк Гуэль представляет собой обширное (15 гектаров) урбанизированное пространство, расположенное на горе Пелада в Барселоне.


1900-1903 Гауди строит основные сооружения в парке Гуэль: стены. Центральную лестницу, привратные павильоны. В этом проекте очевиден контраст в настроении (не в стиле) различных парковых элементов. Романтический, лирический, цветной, характер павильонов и лестницы противостоят драматическому напряжению и природной необузданности каменных наклонных портиков  и песочного камня. В этом проекте доминирует ритм, созданный изогнутыми, змеевидными формами. Используя наклонные колонны, архитектор превращает один из принципов механики (линия наклона колонны соответствует силовой линии распределения веса конструкции) в эстетический фактор. По этому же пути он пойдет и в крипте церкви в Поселке Гуэль.


1904-1914 Гауди реставрирует кафедральный собор на Майорке. Он очень деликатно работает со средневековым материалом. Архитектор подчеркивает витражи и кованый металл, так же, как и керамику, созданную его помощником Жужолом


1904-1907 Гауди строит Дом Батльо. Некоторые историки относят начало строительства к 1902 году. Однако тогда реконструируется одно старое здание на проспекте Грасия в Барселоне. В Доме Батльо архитектор создает цветной фасад удивительной красоты, который называли "вертикальным пространством воды" и который напоминает о "Кувшинках" Моне. Сочетание цветов создает искривляющий эффект. Дом имеет чешуйчатую крышу, которая напоминает спину доисторического чудовища. Балконы из железа представляют ценность в скульптурном отношении, а каминные трубы созданы даже более буйной фантазией, чем во Дворце Гуэль. Во внутреннем интерьере Гауди разработал дизайн мебели и отделку деревом, который свидетельствует об изменении морфологических представлений архитектора. Участие в этом проекте Жужола несомненно, как и в коллажах на потолке зала с колоннами в парке Гуэль


1906-1912 Гауди строит Дом Мила в Барселоне. Дом выполнен из камня и представляет собой настоящее революционное вторжение экспрессионистической формы в барселонский квартал Эщампла. Это здание с внутренними стенами, волнообразными   фасадами   и   белой   мансардой   с искривленными откосами. Каминные трубы и другие элементы, размещенные на крыше, получили в этой работе Гауди свое максимальное развитие, они воплотили в себе ощущение магии и предвосхитили работы Эрнста (по чувству, их наполняющему) и Моора (по форме). Гауди реализует здесь спиралевидные формы, он придает чердаку изогнутую
параболическую форму, а элементы из кованого железа объединяет в линейной динамике перил балконов. В строительстве принимают участие Рубьо, Жужол, Байо и Каналета, а Алекс Клапес расписывает вестибюли. Считается, что Гауди разрабатывал проект этого здания как пьедестал для монумента во имя Девы Марии- группы скульптур, выполненных экспрессионистом Карлесом Мани, затем разрушенных.


1910-1912 Гауди заканчивает скамейку в парке Гуэль, выполненную в ритме волн, идущих по ее верхнему и нижнему краям. Архитектор украшает ее битой керамикой, составляющей абстрактные цветовые композиции, соответствующие по духу первым нефигуративным работам Кандинского.


1908-1914 Гауди строит крипту в церкви Поселка Гуэль, для которой    создает    крышу    гиперболоидной    формы, параболические арки, свод в  "каталонском стиле"  и оригинальные витражи, структурирующие пространство сооружения. Асимметричная форма крипты организуется наклонными колоннами, направление "падения" которых обусловлено силовыми линиями нагрузки. Сами колонны выполнены из базальта, кирпича и камня и орнаментированы керамикой. Также Гауди при помощи Франсеска Беренгера делает макет церкви, построенный на отвесах и растяжках, позволяющих им экспериментировать с силовыми линиями нагрузок и с формами.


1914-1926 Гауди целиком посвящает себя работе над Собором Святого Семейства. Он строит звонницы текучей формы, навершия которых по цвету и формам напоминают подводный мир, так же, как в живописи Густава Климта. На фасаде Рождества устанавливаются реалистические скульптуры, изготовленные по гипсовым формам, выполненных с натурщиков. В этот период усиливается стремление Гауди к одиночеству, его безразличие ко всему обыденному. 7 июня 1926 года архитектор попадает под колеса трамвая и умирает от полученных травм.


Фотографии работ Антонио Гауди см. в разделе "Фотогалерея"