https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Готика Готика - общие сведения
Готика - общие сведения
Содержание документа:
Готика - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Чссть 5
Все страницы
Ка д′Орто в ВенецииВо Франции романский стиль перешел в готический. Но если в период XI—XII вв. наиболее развитыми были южные районы Франции и они характеризовались наиболее высоким уровнем развития архитектуры, то с середины XII в. в экономической и политической жизни страны ведущая роль переходит к ее северным провинциям: Париж, Амьен, Реймс, Руан становятся наиболее значительными культурными центрами Франции.
 
Местом, где сосредоточивалась общественная жизнь города, был городской собор.  Возникла необходимость строить соборы достаточно обширными, чтобы они могли вместить большое количество людей. При этом трактовка архитектурного пространства и характер архитектурных форм должны были соответствовать возросшей культуре горожан и воодушевлять их гражданские и религиозные чувства.

Тогда-то и были изобретены приемы, позволившие решить эти вставшие перед зодчеством задачи. Если предшествующие архитектурные стили формировались постепенно и стихийно, то готический был создан путем сознательной деятельности. Подобное будет происходить в Европе и в дальнейшем, при возникновении ее последующих архитектурных стилей — ренессанса, барокко, классицизма, модерна и, наконец, того стиля, который мы называем «современным».
Западный фасад Реймского собора
Итак, для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство собора. Это достигалось увеличением размеров зала в ширину и высоту и уменьшением сечений внутренних колонн, с тем чтобы они не загромождали пространство. В конце романского периода стали применять способ расчленения массы крестового свода на систему арочных ребер с тонким заполнением между ними, что позволило уменьшить вес всей конструкции перекрытия. Зодчие готики, обогащенные опытом предшествовавшего строительства, до предела уменьшили сечения конструкций и добились того, что перекрытие зала стало гораздо более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн, а это, в свою очередь, зрительно объединило пространство трех нефов собора. Кроме того, стены средней части базилики, выступающие над кры¬шей боковых частей, теперь превратились в ряд простенков с большими окнами между ними, в результате чего пространство собора в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей стало более светлым.

Но тонкие и высокие опоры, заменившие прежние низкие и массивные стены, не могли воспринимать горизонтальную нагрузку от распора свода: они опрокинулись бы. Чтобы этого не произошло, распор передается на наклонные упорные арки (аркбутаны), находящиеся снаружи здания. Эти арки, имеющие вид легких ребер, окружают повышенную центральную часть здания готического собора.

В некоторой мере подобное решение было известно еще древнеримским зодчим. Вынесенная наружу конструкция в виде полуарки, упирающейся в верхнюю часть стены здания и таким образом воспринимающей распор свода, появилась еще в отдельных церквах романского стиля, хотя вряд ли французские зодчие того времени знали о базилике Максенция в Риме. Такая же конструкция была известна в раннесредневековой Грузии (церковь VI в. в Урбниси). Логика инженерной мысли приводит к сходным решениям одинаковых задач.

В готике наружные арочки передают воспринимаемую ими нагрузку от центральных сводов на специальные каменные устои — пилоны, вынесенные наружу здания. Этот прием позволил сделать внутреннее пространство здания более просторным и зрительно более свободным.

 
Преобразовывались и наружные стены нижней части здания. Благодаря тому что нагрузка от перекрытия воспринимается не по всей длине стены, а в отдельных ее точках, стало возможным превратить прежде массивную, глухую стену, скупо прорезанную небольшими проемами, в ряд узких простенков, а между ними поместить большие окна.

Каменное сооружение перестает быть грузным, возносится ввысь, выражая в легких, динамичных формах и затаенные порывы скованного духа, и торжество человеческого мастерства над инертной тяжестью материала. Готической архитектуре удалось преодолеть тяжеловесность романского стиля.

Таким образом, конструктивный остов здания готического собора представляет собой уже не массивы стен и сводов, а скелет, каркас. Это был единственный в своем роде каменный каркас в истории архитектуры, создать который оказалось возможным, потому что и инженерная мысль зодчих, и техническое мастерство каменщиков достигли высокого уровня.

Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами расчлененностью масс, тонкой профилировкой деталей.

С целью уменьшения распора циркульная (полукруглая) форма арок и сводов была заменена стрельчатой. Арки перемычек окон и дверей для единства стиля тоже стали делать стрельчатыми. Эта стрельчатость соответствовала излюбленной в готике остроконечной форме крутых шатровых крыш и фронтонов. Стрельчатые арки не были заимствованы на Востоке, как это может показаться. В архитектуре Ирана и Средней Азии они имели другое очертание, а арабы, с которыми европейцы имели непосредственный контакт в средние века, применяли круговые арки.

В период развитой романской архитектуры фасады церквей, особенно соборных, обогащались резными каменными деталями и скульптурой. В готике скульптурно-рельефная тема играет важную роль в системе средств архитектурной выразительности.

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность.

Для готического стиля характерна тенденция к преодолению не только инертности и тяжеловесности масс здания — стен, столбов, сводов, но также статичности и замкнутости внутреннего пространства. При строительстве собора ставилась цель создания не просто вместительного помещения, но и величественного интерьера. Высота готических соборов вдвое больше романских, при этом она подчеркнута вертикальностью всех членений, придающей пространству устремленность ввысь. 
.
Простор дает ощущение свободы, веры в силу человеческих возможностей. Это одна из целей создания пространственности в современной архитектуре. Но в готике пространственный эффект не производит такого впечатления. Эта архитектура выражает дух своей эпохи; в средние века, когда, как и в древности, откровенно утверждалось право сильного, когда над умами и душами людей господствовали догматы церкви, а несогласных сжигали на городских площадях, не было ни свободы, ни понятия о ней. Если романские соборы выражают мрачную суровость как бы навеки неизменных условий жизни, то архитектура готики предлагала пробудившейся от векового сна и мятущейся в поисках истины человеческой душе лишь мистическую веру в небесные силы.

 
В XII—XIII вв. во Франции и Италии вследствие подъема производства и торговли быстро росли города. Культура эпохи характеризовалась сложностью, противоречивостью и внутренней напряженностью, которые передает в своих художественных образах эмоциональная архитектура готики — одновременно рациональная и иррациональная, реалистическая и исполненная мистики, мятежная и служащая церкви.

Почти в каждом крупном городе Западной Европы в XII—XV вв. строится собор, который был гордостью горожан, символом их стремления к политической независимости. Он выделялся в городе своим исключительным, неповторимым видом и своей величиной. Готические соборы были задуманы столь грандиозными, что среди них нет почти ни одного, который был бы завершен в свою эпоху. Строительство необыкновенно трудоемкого сооружения, каким являлся такой собор, продолжалось в течение всего периода процветания готики—150—200 лет, потом периодически возобновлялось и снова прекращалось. Башни на фасадах готических соборов оставались без остроконечных шатровых крыш. Лишь в единичных случаях эти шатры были сооружены в XV—XVI вв., спустя триста — четыреста лет после начала строительства здания, а иногда по сохранившимся средневековым чертежам—только в XIX в. (например, собор в Кёльне).

Первая значительная постройка готического стилясобор Парижской богоматери (Нотр-Дам), заложенный в 1163 г.. В его формах еще видны реминисценции романского стиля; здание строгое, уравновешенное, с четкими членениями.

Другие знаменитые готические соборы Франциив Реймсе (начат в 1210 г.) и Амьене (начат в 1220 г.)—отличаются более богатой и измельченной пластикой. Они представляют собой как бы огромные каменные скульптуры. Таковы же соборы в Страсбурге (Эльзас) и Кёльне (Западная Германия), начало строительства которых относится к концу XII—XIII вв.

Период расцвета готики во Франции и Германии — XII—XIII вв. В XIV в. в связи с тяжелой Столетней войной строительство соборов было прервано, а в XV в. внешние формы готических построек становятся более дробными, измельченными, характеризуются чрезмерностью декора, усложнением рисунка деталей, стремлением к все большей эффектности (эта поздняя разновидность стиля получила название «пламенеющей готики»).

Кроме собора, в каждом средневековом городе была ратуша — здание городского управления. Ратуши в разных городах и тем более в разных странах весьма различны по облику. Этот архитектурный тип не приобрел характерных композиционных особенностей. Но здание ратуши выделялось в городской застройке. Если жилые дома стояли вплотную друг к другу и были обращены, как правило, торцом к улице, то ратуша обычно выходила на городскую площадь продольным фасадом. Во втором ее этаже находился зал заседаний, который был обозначен на фасаде большими окнами. Стена верхних этажей здания зачастую опиралась на ряд колонн первого этажа, благодаря чему увеличивалось пространство тесной городской площади. Этот навес служил также укрытием от солнца и непогоды для людей, собиравшихся у ратуши. Фасад оформлялся декоративными деталями соответственно архитектурным вкусам страны и эпохи; во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII—XV вв. это было подражание формам готического собора. В ряде случаев значение ратуши подчеркивалось сооружением башни. Ратуша, как и собор, являлась своего рода символом городского самоуправ¬ления, стремления торгово-ремесленного населения к независимости.

 
В городах строились также цеховые, торговые здания, складские, производственные здания. Вырабатывался тип жилого дома, принадлежащего состоятельному горожанину: во втором этаже находились жилые помещения, в первом размещались мастерская, лавка, склад. Из-за тесноты в городе, земельное пространство которого было замкнуто кольцом крепостных стен, дома стали строить в три-четыре этажа.

В XIII—XV вв. в разных странах Европы феодалы продолжали сооружать замки, которые, однако, уже не были крепостями, как в XI—XII вв. Каменная стена вокруг замка стала не фортификационным сооружением, а просто оградой. В целях рационального использования территории постройки располагали по периметру участка и окнами наружу (пока еще не в помещениях первого этажа). Во Франции, где в связи с укреплением централизованной власти много замков было разрушено, а новые строить не имело смысла, феодальная знать стала возводить для себя дворцы, меньше заботясь о труднодоступности своей резиденции и больше стремясь к импозантности и комфорту. В архитектурных формах дворцовых особняков того периода сказываются приемы местного народного зодчества и почти не заметно влияния готики.

Таким образом, готический стиль — это прежде всего, а если говорить точно, то исключительно стиль городских соборов XIII—XV вв. Архитектурные формы соборов могли быть источником подражания при оформлении фасадов других зданий, но это не значит, что такие здания построены в готи¬ческом стиле в строгом смысле слова

Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами своего коренного района (Франция и Западная Германия) он почти везде проявился не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления. Это не одно и то же. На фасаде дома, представляющего собой простую кирпичную коробку, можно с помощью штукатурки и накладных деталей изобразить любой стиль, так же как можно загримировать артиста под тот или иной персонаж, но он этим персонажем в действительности не станет, он будет лишь изображать его. Почти во всех странах Западной Европы в XIV—XV вв. распространилась мода при строительстве культовых зданий изображать готический стиль. Но это не готика, а псевдоготика.

Наибольших успехов в использовании декоративных элементов готического стиля достигли в Англии. Правда, в Англии тоже есть соборы, которые можно назвать готическими не только по внешнему оформлению, но и по характеру строительных конструкций, но они здесь единичны. Готический стиль распространился в этой стране в XIV—XV вв., т. е. тогда, когда и на своей родине он стал превращаться в стиль внешнего оформления. В других странах фасады и интерьеры соборов этого периода лишь одеты в готический наряд: окнам придана стрельчатая форма, поверхности стен снаружи и внутри сверх всякой меры оснащены вертикалями, своды покрыты сетчатыми сплетениями различного рисунка, не имеющими конструктивного смысла. Харак¬терной чертой готики XV в. в разных странах, и даже в самой Франции, становится неумеренный декор, затмевающий подлинную структуру сооружения; фасады и интерьеры покрыты сплошным каменным кружевом, за которым не различаются ни мощь несущих элементов, ни легкость несомых.

В истории архитектуры Испании готика была сравнительно кратковременным эпизодом. С VIII в. почти весь Пиренейский полуостров находился под владычеством арабских завоевателей. В XI в. испанцы начали освободительную войну, и к середине XIII в. захватчики были изгнаны. В период восстановления национальной независимости начали сооружаться городские соборы; для их строительства приглашали мастеров из Франции. Но только первые соборы в Испании были готическими. Затем, когда в сфере архитектурного творчества в этой стране инициатива перешла в руки местных мастеров, стал складываться свой собственный, испанский стиль, формирование которого испытывало сильное влияние архитектуры Италии того времени и арабских построек, отличавшихся изощренным богатством декора. Кроме того, тенденция к нарядному великолепию церковной архитектуры в Испании была обусловлена вкусами католического духовенства.

 
В Италии в XIII—XIV вв. уже шло зарождение раннего капитализма. Горожане на некоторое время одержали верх над феодалами, образовались города-республики. В архитектуре продолжал существовать стиль, сложившийся еще в предшествующий период, в XI—XII вв. Этому стилю нет названия в истории архитектуры. Дать ему обобщенную характеристику тоже трудно. Это были пока еще поиски единой стилевой системы. Здания оформлялись без какой-либо стилистической регламентации; истоки форм были различные, в том числе и готические. В основном же то или иное архитектурное решение зависело от фантазии и уровня мастерства зодчего. Архитектура Италии того времени отличается красочностью, богатством форм, нарядностью, по сравнению с испанской тяжеловесной пышностью она имеет облик более светлый и жизнерадостный.

В отличие от остальной Европы в Италии XIII—XIV вв. культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом. Кроме церковного, велось обширное светское строительство: ратуш и других общественных зда¬ний, дворцов, жилых домов. В эпоху, когда Европа не знала мощения улиц, когда помои выливали просто из окон вторых этажей наружу, а за водой нужно было идти с ведрами к реке или колодцу, итальянские города отличались некоторым благоустройством, что было одной из важных забот город ского магистрата. Надо сказать, что в то время  итальянские города-республики были значительно более богаты, чем города Франции и Германии, не говоря уже об остальной Европе.

Одним из выдающихся памятников архитектуры Италии той эпохи является Дворец дожей в Венеции. Готические соборы сходны по объемно-планировочной структуре, конструктивной схеме и внешнему виду, постройки же в Италии этого времени весьма различны.

Дворец дожей — сооружение индивидуальное, неповторимое. Композиция его фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. Резкость контраста смягчена рисунком облицовки, который зрительно облегчает плоскость стены. Аркада нижних этажей придает зданию выражение открытости и доступности. В художественном образе этого сооружения сочетаются строгая монументальность и гуманистичность, «человечность» архитектуры. Архитектура готики была вершиной средневекового инженерного искусства, архитектурной мысли и строительного мастерства. Зодчие, создававшие произведения готического стиля, проявили яркое новаторство, выработав самостоятельную систему образной выразительности архитектурного языка. Монументальная архитектура Европы, несмотря на ее различия в разные периоды, на протяжении более полутора тысяч лет (от древнегреческой классики до романского периода) развивалась в рамках стилевых принципов, выражающих зрительное равновесие каменных масс. Готика была принципиально новым стилем, не сравнимым ни с чем в архитектуре прошлого. Это была дерзновенная попытка зодчества преодолеть тяжесть камня и замкнутость пространства, огражденного каменными стенами.

Источник: Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"