https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Готика Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Содержание документа:
Готика - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Чссть 5
Все страницы
 
В городах строились также цеховые, торговые здания, складские, производственные здания. Вырабатывался тип жилого дома, принадлежащего состоятельному горожанину: во втором этаже находились жилые помещения, в первом размещались мастерская, лавка, склад. Из-за тесноты в городе, земельное пространство которого было замкнуто кольцом крепостных стен, дома стали строить в три-четыре этажа.

В XIII—XV вв. в разных странах Европы феодалы продолжали сооружать замки, которые, однако, уже не были крепостями, как в XI—XII вв. Каменная стена вокруг замка стала не фортификационным сооружением, а просто оградой. В целях рационального использования территории постройки располагали по периметру участка и окнами наружу (пока еще не в помещениях первого этажа). Во Франции, где в связи с укреплением централизованной власти много замков было разрушено, а новые строить не имело смысла, феодальная знать стала возводить для себя дворцы, меньше заботясь о труднодоступности своей резиденции и больше стремясь к импозантности и комфорту. В архитектурных формах дворцовых особняков того периода сказываются приемы местного народного зодчества и почти не заметно влияния готики.

Таким образом, готический стиль — это прежде всего, а если говорить точно, то исключительно стиль городских соборов XIII—XV вв. Архитектурные формы соборов могли быть источником подражания при оформлении фасадов других зданий, но это не значит, что такие здания построены в готи¬ческом стиле в строгом смысле слова

Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Однако за пределами своего коренного района (Франция и Западная Германия) он почти везде проявился не как стиль архитектуры, а как стиль архитектурного оформления. Это не одно и то же. На фасаде дома, представляющего собой простую кирпичную коробку, можно с помощью штукатурки и накладных деталей изобразить любой стиль, так же как можно загримировать артиста под тот или иной персонаж, но он этим персонажем в действительности не станет, он будет лишь изображать его. Почти во всех странах Западной Европы в XIV—XV вв. распространилась мода при строительстве культовых зданий изображать готический стиль. Но это не готика, а псевдоготика.

Наибольших успехов в использовании декоративных элементов готического стиля достигли в Англии. Правда, в Англии тоже есть соборы, которые можно назвать готическими не только по внешнему оформлению, но и по характеру строительных конструкций, но они здесь единичны. Готический стиль распространился в этой стране в XIV—XV вв., т. е. тогда, когда и на своей родине он стал превращаться в стиль внешнего оформления. В других странах фасады и интерьеры соборов этого периода лишь одеты в готический наряд: окнам придана стрельчатая форма, поверхности стен снаружи и внутри сверх всякой меры оснащены вертикалями, своды покрыты сетчатыми сплетениями различного рисунка, не имеющими конструктивного смысла. Харак¬терной чертой готики XV в. в разных странах, и даже в самой Франции, становится неумеренный декор, затмевающий подлинную структуру сооружения; фасады и интерьеры покрыты сплошным каменным кружевом, за которым не различаются ни мощь несущих элементов, ни легкость несомых.

В истории архитектуры Испании готика была сравнительно кратковременным эпизодом. С VIII в. почти весь Пиренейский полуостров находился под владычеством арабских завоевателей. В XI в. испанцы начали освободительную войну, и к середине XIII в. захватчики были изгнаны. В период восстановления национальной независимости начали сооружаться городские соборы; для их строительства приглашали мастеров из Франции. Но только первые соборы в Испании были готическими. Затем, когда в сфере архитектурного творчества в этой стране инициатива перешла в руки местных мастеров, стал складываться свой собственный, испанский стиль, формирование которого испытывало сильное влияние архитектуры Италии того времени и арабских построек, отличавшихся изощренным богатством декора. Кроме того, тенденция к нарядному великолепию церковной архитектуры в Испании была обусловлена вкусами католического духовенства.