Главная История архитектуры Готика Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Содержание документа:
Готика - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Чссть 5
Все страницы
 
В Италии в XIII—XIV вв. уже шло зарождение раннего капитализма. Горожане на некоторое время одержали верх над феодалами, образовались города-республики. В архитектуре продолжал существовать стиль, сложившийся еще в предшествующий период, в XI—XII вв. Этому стилю нет названия в истории архитектуры. Дать ему обобщенную характеристику тоже трудно. Это были пока еще поиски единой стилевой системы. Здания оформлялись без какой-либо стилистической регламентации; истоки форм были различные, в том числе и готические. В основном же то или иное архитектурное решение зависело от фантазии и уровня мастерства зодчего. Архитектура Италии того времени отличается красочностью, богатством форм, нарядностью, по сравнению с испанской тяжеловесной пышностью она имеет облик более светлый и жизнерадостный.

В отличие от остальной Европы в Италии XIII—XIV вв. культовые здания не являлись ведущим архитектурным типом. Кроме церковного, велось обширное светское строительство: ратуш и других общественных зда¬ний, дворцов, жилых домов. В эпоху, когда Европа не знала мощения улиц, когда помои выливали просто из окон вторых этажей наружу, а за водой нужно было идти с ведрами к реке или колодцу, итальянские города отличались некоторым благоустройством, что было одной из важных забот город ского магистрата. Надо сказать, что в то время  итальянские города-республики были значительно более богаты, чем города Франции и Германии, не говоря уже об остальной Европе.

Одним из выдающихся памятников архитектуры Италии той эпохи является Дворец дожей в Венеции. Готические соборы сходны по объемно-планировочной структуре, конструктивной схеме и внешнему виду, постройки же в Италии этого времени весьма различны.

Дворец дожей — сооружение индивидуальное, неповторимое. Композиция его фасада основана на контрасте стены, прорезанной редко расставленными окнами, и несущей ее ажурной аркады. Резкость контраста смягчена рисунком облицовки, который зрительно облегчает плоскость стены. Аркада нижних этажей придает зданию выражение открытости и доступности. В художественном образе этого сооружения сочетаются строгая монументальность и гуманистичность, «человечность» архитектуры. Архитектура готики была вершиной средневекового инженерного искусства, архитектурной мысли и строительного мастерства. Зодчие, создававшие произведения готического стиля, проявили яркое новаторство, выработав самостоятельную систему образной выразительности архитектурного языка. Монументальная архитектура Европы, несмотря на ее различия в разные периоды, на протяжении более полутора тысяч лет (от древнегреческой классики до романского периода) развивалась в рамках стилевых принципов, выражающих зрительное равновесие каменных масс. Готика была принципиально новым стилем, не сравнимым ни с чем в архитектуре прошлого. Это была дерзновенная попытка зодчества преодолеть тяжесть камня и замкнутость пространства, огражденного каменными стенами.

Источник: Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"