Главная История архитектуры Возрождение (Ренессанс) Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Содержание документа:
Возрождение (ренессанс) - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 
Но архитектура ренессанса выразилась не просто в заимствовании архитектурных форм античности. Такое заимствование происходило, однако применялись эти формы уже по-новому, в иной трактовке и иных композициях. Одновременно создавались и новые формы, возникали объемно-планировочные приемы, которые соответствовали новым условиям и необходимы были при строительстве зданий новых типов, отсутствовавших в древности, таких, как больницы, учебные заведения, здания городских управлений, церкви. В конечном итоге ренессанс явился не возрождением античной архитектуры, а созданием нового стиля.

Архитектура ренессанса в Италии относится к периоду XV—XVI вв. Она возникла и начала формироваться во Флоренции — в то время крупнейшем и наиболее передовом городе Северной Италии.

Виднейший мастер архитектуры раннего ренессанса — архитектор Ф. Брунеллеско (1377—1446) построил в одной из флорентийских церквей придел, в конструкциях и декоративных формах которого использованы приемы позднеримской архитектуры. Это произведение Брунеллеско, а также построенные им во Флоренции Воспитательный дом (сиротский приют) и капелла Пацци произвели большое впечатление на современников ясностью облика, гармонией форм давно забытой классической системы.

Брунеллеско понимал суть классики и ее принципиальное отличие от готики. Дело не только в том, что готические формы, с которыми у деятелей Возрождения ассоциировалось средневековье, заменялись древнеримскими, которые связывались с античной культурой. Дело не только в конкретных формах стиля, но и в его духе. Готика выражала напряженность, преодоление, борьбу; классика — не древнеримская, а в трактовке ренессанса — выражала ясность, четкость, определенность, успокоенность. В готике внутреннее пространство здания динамично, в ренессансе оно четко ограничено, статично.

В Воспитательном доме Брунеллеско устроил галерею вокруг двора; это прием, обычный для монастырских дворов того времени. Галерея образована аркадой на колоннах — в общем такой же, как в залах церквей Равенны. Но примечательны та решительность, с которой отброшены и напряженность готики, и многословие обычного для того времени стиля в Италии, та последовательность, с которой утверждается дух классики, спокойной, уверенной, как бы познавшей все истины. Галереи перекрыты крестовыми сводами, применявшимися и в готике, но поверхности сводов гладкие, без выступающих ребер, образующих как бы бесконечный узор. Форма четко расчленена: каждая секция крестовых сводов отделена поперечными арками (арки декоративны, они не имеют конструктивного назначения). Это одна из существенных особенностей классики: смежные формы не переходят друг в друга, они всегда четко очерчены. В этом сказалось метафизическое мировоззрение раннего материализма, в целях ясности разлагавшего универсум на составные части, но не видевшего их диалектической связи между собой.

Во Флоренции XV—XVI вв. власть была сосредоточена в руках группы промышленников и банкиров. Эта новая знать строила для себя палаццо. В отличие от феодальных дворцов, располагавшихся в поместьях и в некоторой мере сохранявших черты замков, палаццо представляет собой городской дом, выходящий фасадом прямо на улицу. Это обычно трехэтажное здание с внутренним двором, окруженным галереей. Архитекторы руководствовались запросами нового правящего класса — буржуазии. Вкусы заказчиков и зодчих в значительной степени совпадали. В отличие от средневековых построек для палаццо ренессанса характерны ясность организации внутренних пространств, четкость общей внешней формы здания, уравновешенная композиция фасадов, строгость и сдержанность образа, использование архитектурных форм античностию