Главная История архитектуры Возрождение (Ренессанс) Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Содержание документа:
Возрождение (ренессанс) - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 
Первоначально, в XIV в., новые веяния сказались на архитектуре палаццо в том, что планы и фасады стали композиционно более упорядоченными. Но деталировка поверхности стен, характер окон были еще средневековыми — романскими или византийскими. Во времена Древнего Рима почти не было многоэтажных дворцов, этот тип зданий сформировался в городах Северной Италии в XI—XIII вв.

Чтобы придать внешнему облику палаццо явственные классические формы, стали широко применять прием, зародившийся еще в архитектуре Древнего Рима: стена трактовалась как плоскость, на которой можно изображать желаемые (хотя и не связанные с действительной структурой здания) архитектурные композиции. Если художники в настенных росписях интерьеров изображали в качестве фона для сюжетных сцен воображаемую среду, постройки и их детали, то зодчие изображали желаемую архитектуру не методом живописи, а приемом, свойственным строительству, — каменным рельефом. Классические формы, являвшиеся по своему происхождению конструктивными, применялись в качестве накладного оформления фасадов.

Этот принцип был использован Л. Б. Альберти, одним из теоретиков эпохи Возрождения, в построенном по его проекту палаццо Ручеллаи во Флоренции. Если до XVI в. в оформлении фасадов смешивались романские или византийские формы с классическими, то в дальнейшем стиль становится более выдержанным в классическом духе.

Структура и облик ренессансных зданий Ооазали влияние на архитектуру городского дома последующих времен, в определенной мере обусловив ясность, четкость, логическую стройность его композиций. Отрицательный момент сказался в том, что архитекторы и публика приучались видеть суть архитектуры в оформлении фасадов.

В 1453 г. турки взяли Константинополь, окончательно преградив Европе прежние пути торговых связей со странами Востока. В 1492 г. была открыта Америка, а в 1498 г. найден морской путь в Индию вокруг Африки. Эти события привели к существенным изменениям в европейской экономике. Промышленность и торговля городов Северной Италии, связанные со старыми путями на Восток, пришли в упадок.

Происходят изменения и в общественной жизни Италии. Крупная буржуазия политически и идеологически сближается с феодальной знатью. В городах-республиках утверждается режим тирании. Усилились и позиции церкви. Былой энтузиазм и оптимизм мыслителей и деятелей искусства периода раннего Возрождения сменяются настроениями разочарования. Искусство все больше рассматривается не как средство познания действительности и выражения духовной жизнеутверждающей силы, а как возможность создания иллюзорного мира, приукрашивания действительности, ухода от реальности.

К концу XV в. окончательно обозначился кризис социально-культурного движения итальянского гуманизма. Однако архитектура продолжала развиваться в рамках стиля, начало которому было положено предшествующим «возрождением античной культуры». Начавшись под знаменем гуманизма, движение за возрождение классики стало затем успешно служить феодально-католической реакции, наступившей в конце XV — начале XVI в. и поправшей мечты былого периода духовного подъема.

Феодально-католическая реакция в Италии усилилась в условиях борьбы против движения Реформации, которое возникло в Германии в 1517 г. и было направлено против католицизма и папского влияния в церковных делах других стран, по существу же являлось движением горожан против феодалов. Но и в Германии бюргерство, испугавшееся размаха Крестьянской войны 1525 г., утратило свою оппозиционность по отношению к феодалам и искало в прочности феодально-клерикального строя защиту от радикально настроенных масс.

Архитектуру Италии XVI в., как и XV в., называют ренессансом, потому что по формальным признакам, по характеру стиля продолжалось прежнее направление зодчества. Но социальные условия, на фоне которых оно теперь развивалось, были другими: политическая обстановка и господствующая идеология эпохи характеризуются уже не прогрессивным общественным движением, а наступлением реакции.

Формы применялись в общем прежние, но композиции стали несколько иными. Архитектурные образы, создававшиеся зодчими Италии в XVI в., от¬личаются по своему духу от спокойной гармонии форм архитектуры раннего ренессанса. В произведениях ведущих архитекторов первой половины XVI сто¬летия — Браманте, Рафаэля, Сангалло, Сансовино — формируется архитектура, выражающая величие, а порой и грандиозность; фасады зданий все более насыщаются деталями, образующими иногда сплошной рельеф богатой, пыш¬ной пластики. Приемы архитектурного мастерства становятся все более изощренными.

Во второй половине XVI в. в произведениях таких мастеров архитектуры, как Палладио, Виньола и прежде всего Микеланджело, усиливаются чер¬ы экспрессии, знаменуя переход к новому стилю — барокко.