Главная История архитектуры Возрождение (Ренессанс) Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Возрождения - продолжение статьи
Содержание документа:
Возрождение (ренессанс) - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 
В начале XVI в. благоприятные условия для монументального строительства и развития архитектуры имелись лишь в Риме, столице усилившегося к тому времени папского государства. Из разных мест Италии сюда съезжались архитекторы, скульпторы, художники.

Наиболее выдающимся архитектором этого периода был Д. Браманте (1444—1514). Построенная им часовня Темпьетто — одно из лучших произведений архитектуры зрелого ренессанса. Секрет притягательности образа этого небольшого сооружения в цельности его композиции, изысканности пропорций, высокой культуре прорисовки деталей, отсутствии псевдоархитектуры — бутафории, изображающей то, чего нет на самом деле. Уже современники признавали это произведение Браманте шедевром. Эта маленьпостройка выражала величие, которое стало новой чертой в архитектуре ренессанса, процветавшего обстановке становления идей гуманизма, а под покровительством папы римского.

В 1505 г. Браманте было поручено продолжить строительство собора св. Петра в Риме, начатое еще в середине XV в. В проекте Браманте собор представлен в виде грандиозного сооружения, имеющего в плане форму квадрата, в который вписан крест;  над средокрестием должен был возвышаться величественный купол. Таким образом, главный собор Рима был задуман как центрическое здание — явление необычное для культового строительства Западной Европы и принятого в католицизме ритуала богослужения. Центричный план оказался неудобен: при такой планировке, да еще если зал имеет крестообразную форму, трудно найти место для алтаря и для молящихся. Браманте составил этот план, руководствуясь не практическими соображениями, а предвзятой, формальной концепцией центрической композиции, излюбленной в ренессансе с его стремлением к уравновешенности, стабильности, законченности.

После смерти Браманте собор св. Петра продолжали строить другие архитекторы. Основная часть здания была возведена по проекту и под руководством Микеланджело. Строительство собора было закончено в 1590 г., почти через сто пятьдесят лет после того, как было начато. В конечном счете здание приобрело удлиненный план.

Последним и наиболее выдающимся представителем архитектуры позднего ренессанса был А. Палладио (1508—1580). В период, когда в архитектуре Италии все больше сказывались тенденции пластической насыщенности форм, Палладио работал в относительно строгой манере, предвосхищая стиль классицизма, который в XVIII — начале XIX в. стал общепринятым в Европе, а затем распространился во всем мире.

В XVI в. в Италии сформировался новый тип дворца знатной особы. В первом этаже располагались подсобные помещения. Во втором — роскошные залы для балов и приемов. Для жилья были предназначены низкие помещения третьего этажа. Фасады украшались классическими архитектурными формами. Эта схема стала образцом для дворцов во всей Европе, в том числе в России XVIII— начала XIX в.
 
С XVI в. архитектура ренессанса распространяется в Европе, обретая новое идеологическое содержание. Во Франции она была воспринята не как выражение духовных устремлений нарождавшейся буржуазии, а как престижное оформление образа жизни аристократической верхушки общества. Во Франции в XVI в. было завершено политическое объединение страны под эгидой королевской власти. Происходят изменения в быту и культуре господствующих классов. Материальная обеспеченность и паразитическое существование французского дворянства обусловливали праздничные формы быта; воспринимались внешние черты жизненного уклада, сложившиеся в Италии в эпоху Возрождения.

В дворцовую архитектуру Франции проникали формы итальянского ренессанса; этому способствовало творчество итальянских архитекторов, кото¬рых нередко приглашали для строительства дворцовых зданий. Композиции зданий становились регулярнее, упорядоченнее, стройнее, помещения просторнее. Французская архитектура усваивала классическую ясность форм.