Главная История архитектуры Возрождение (Ренессанс) Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Реессанса
Возрождение (ренессанс) - общие сведения - Эпоха Реессанса
Содержание документа:
Возрождение (ренессанс) - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Все страницы
 
Однако если в Италии обращение к классическим архитектурным фор¬мам в XV—XVI вв. было основано на внимательном изучении античного наследия, на стремлении возродить былую культуру и на принципиальном отрицании того, что олицетворяло собой средневековье, то для Франции XVI в. не далекая и, кстати, тогда еще почти совсем незнаемая за пределами Италии древнеримская эпоха, а современная, живая Италия служила культурным образцом. Архитектуру Италии воспринимали такою, какова она была. А была она отнюдь не вся ренессансной. Напротив, ренессансные постройки численно уступали тем, которые представлял цветистый, праздничный, пестрый и разнообразный стиль, более всего характерный для Италии XI—XVI вв. (т. е. всего того периода, когда во Франции зародились и сошли со сцены романский стиль и готика, а во Флоренции и в Риме возник и развивался ренессанс).

Франция воспринимала из Италии различные формы архитектуры, поначалу не особенно разбираясь в тонкостях их происхождения. Поэтому в XVI в. здесь появились и постройки в духе наиболее тогда обычных для Италии, и подражания ренессансным формам Наряду с явлениями таких поверхностных заимствований в архитектуре французских замков той эпохи продолжались традиции национального французского зодчества.

В Англию, ставшую в XVI в. одним из центров мировой торговли, тоже проникали архитектурные идеи ренессанса; в строительстве зданий проявлялось стремление к комфортабельности и парадности. В Германии после Реформации и Крестьянской войны в XVI в. происходила стабилизация политической жизни. Укреплялась экономика, развернулось строительство. Идеи и формы ренессанса проникали в Германию, но здесь они, как во Франции и Англии, выразились в приспособлении новых форм, которые стали модными, для декора зданий, построенных в соответствии со сложившимися местными традициями. Однако приемы архитектуры ренессанса играли положительную роль: бессистемная планировка уступала место регулярности, уделялось внимание комфорту, которому раньше не придавали значения.

По всей Европе в XVI в. архитектурные формы ренессанса применялись прежде всего в дворцовом строительстве, которое пришло на смену феодальным замкам. Аристократия стремилась усвоить формы образа жизни, воспринятые из Италии — наиболее культурной из стран Европы того времени. Как это зачастую бывает, приобщение к культуре видели в заимствовании форм, с которыми она ассоциировалась.

Если форма выражает соответствующее содержание, она органична, естественна. На основе определенных материалов, конструкций, способов производства, природно-географических особенностей и мировоззрения вырабатываются архитектурные решения, отвечающие породившим их условиям. Но внешнюю форму можно «отделить» от ее первоначального содержания и применить в иных условиях.

Так, древние народы Ближнего Востока, строя монументальные каменные здания, переносили на них формы, выработавшиеся в глинобитном и кирпичном строительстве. В Индии наглядно проявляется повторение в камне деревянных конструкций. Греки, разрабатывая композицию каменного храма, в значительной мере исходили из привычных приемов строительства из сырца и дерева. Римляне приспособили стоечно-балочную систему греческого ордера для украшения арочно-сводчатых сооружений.

Но никогда раньше архитектурная форма не была такой «приложенной» — в буквальном смысле слова аппликацией, — как в архитектуре ренессанса. На фасадах стали просто изображать декоративные композиции, не связанные со структурой и конструкциями здания. Создатели архитектуры итальянского ренессанса не были, подобно средневековым зодчим, профессионалами-строителями; многие из них начинали свою деятельность в качестве художников, скульпторов, ювелиров. Это сказалось на их подходе к архитектурному творчеству: нередко архитекторы не столько исходили из практических соображений, сколько руководствовались предвзятыми, формальными представлениями о стиле.

С тех пор и до середины XX в. классика господствовала в официальной архитектуре Европы, подавив традиции национального зодчества. Сила классики в ее убедительно ясных формах, выражающих рационалистическое начало, в стройной системе, дававшей гармонические и завершенные композиции. Законченность и определенность, уравновешенность и четкость членений, соподчиненность и соразмерность форм, спокойный ритм, равномерность и систематичность — в этом обаяние классической архитектурной системы, покорявшей воображение многих поколений со времен Древней Греции до наших дней.

Источник: Гольдштейн "Зодчество"