В середине XVII в., когда в Италии процветал стиль барокко, во Франции определился новый архитектурный стиль —
классицизм (от латинского «классикус»— «образец»). Этот стиль охватывал все сферы искусства и литературы и в своих формах последовательно придерживался античной традиции (главным образом в ее древнеримской трактовке). Период французского классицизма — вторая половина XVII в., а затем, после некоторого отхода от его принципов, вторая половина XVIII в.
Установившийся во Франции режим безраздельно господствующей централизованной власти требовал архитектуры не патетической, а величественной, внушительной. Начало нового стиля знаменовалось проектированием и строительством фасада
Лувра — королевского дворца в Париже. Проект знаменитого тогда итальянского архитектора
Бернини, специально приглашенного в Париж, не понравился королю. Был осуществлен проект французского архитектора (по одним данным, К. Перро, по другим — д'Орбэ).
Новый фасад Лувра придал королевскому дворцу надменную, торжественную парадность. Его мощная колоннада выражает холодное величие, столь характе
рное для архитектурных образов классицизма.
Фасад Лувра представляет собой каменную декорацию, пристроенную к фасаду уже существовавшего здания. Это обстоятельство ни тогда, ни после не вызывало недоумения, потому что к тому времени архитектура стала в значительной мере искусством сооружения представительных фасадов, а также декоративного оформления парадных залов. Основным композиционным средством в стиле классицизма являются колоннады, не имеющие практического назначения, фронтоны и пилястры на фасадах, не имеющие реального конструктивного смысла.
В этот же период был сооружен знаменитый
Версаль — главная резиденция короля, загородный дворец с парком. Версаль строился полвека, на протяжении всего времени царствования Людовика XIV. В состав дворцового комплекса входили жилые помещения королевской семьи и придворных, министерские канцелярии, многочисленные службы. Регулярность общей планировочной композиции и величественная строгость фасадов дворца сочетались с импозантностью и декоративным блеском убранства интерьеров, роскошью анфилад парадных залов, украшенных мрамором, бронзой, зеркалами, живописными панно, позолоченной лепкой и резьбой.
В центре дворца находились спальня и кабинет короля. От этого места лучами расходились три дороги в разные части страны, что должно было символизировать абсолютную власть короля, изрекшего знаменитую фразу: «Государство — это я».
Версаль явился первым в европейской архитектуре примером расположения крупного комплекса зданий в непосредственном контакте с природой. Однако здесь выражено стремление не к единению с природой, а к ее подчинению. Версальский парк — это искусственный геометризованный пейзаж. Планировка парка симметрична, рисунок ее вычерчен с помощью циркуля и линейки. Прямые широкие аллеи проведены по струнке. Зелень посажена в регламентированном порядке и подстрижена по образцу правильных геометрических форм. Искусственные водные бассейны имеют четкие геометризованные очертания. Весь ансамбль Версаля с парком, фасады и интерьеры дворца подчинены идее самовластия.