https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Модерн Модерн. Россия (Санкт-Петербург)
Модерн. Россия (Санкт-Петербург)
Содержание документа:
Модерн. Россия (Санкт-Петербург)
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
ЧАсть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Все страницы

модерн Санкт-ПетербургПетербургский модерн.
Заметки об архитектуре и монументально-декоративном искусстве.


Б.М. Кириков

Наследие модерна, словно магнит, притягивает все более пристальное внимание. И это закономерно.

«Новый стиль» (именно так его называли в России в период становления), провозгласивший на рубеже ХIХ -  ХХ вв. программу всеобщего обновления и эстетизации предметно-пространственной среды, остался не только ярким и самоценным, неповторимо своеобразным этапом в развитии новейшей культуры, но и во многом предрешил дальнейшие судьбы искусства.

Однако судьба самого модерна оказалась глубоко драматичной. После бурного, но непродолжительного расцвета он уже в начале 1910-х гг. был оттеснен или поглощен ретростилями и вновь, как и в пору зарождения, стал на долгие десятилетия объектом поверхностной, нередко огульной критики, синонимом декадентства и дурного вкуса.

Лишь в шестидесятые-семидесятые годы произошла его позитивная переоценка, сопровождавшаяся подчас апологетическими интонациями.

........

Особняк П.П.Форостовского, 5-я линия В.О., 9Становление нового стиля в Петербурге
несколько запаздывало по сравнению с ведущими зарубежными школами. Реальные проявления его черт прослеживаются с конца 1890-х гг.

Истоки петербургского модерна лежали в западноевропейской архитектуре. Правда, почва для него была подготовлена развитием «кирпичного стиля», неоготики и такими кардинальными новшествами эклектики, как приемы свободного плана и живописно-асимметричной композиции.

И все же дебюты петербургского модерна были порождены внешними импульсами и практически не были связаны с той самобытной линией современного отечественного искусства, основоположниками которой явились В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. С. Коровин и первый, крупнейший мастер русского модерна М. А. Врубель.


Новые веяния не сразу проникли вглубь творческой стихии, но во многих случаях лишь подняли на ее поверхности легкую декоративную зыбь.


Показателен в этом отношении доходный дом А. Я. Барышникова, сооруженный в 1897-1899 гг. - (ул. Марата, 31). Постройка была начата по проекту В. В. Шауба в привычных формах поздней эклектики. Завершая строительство, инженер А. А. Барышников выполнил внутреннюю отделку, включая роспись интерьеров, соответствующую «новому направлению», а в банальную композицию фасада ввел рельефные маски и характерный растительный орнамент, откликнувшись на новоизобретенные мотивы венского сецессиона. На этом этапе признаки модерна обнаруживались зачастую малыми вкраплениями.

Нередко прослеживалось «желание автора применить новые мотивы в деталях». Такими деталями могли быть изделия из декоративного металла, резьба и лепка, керамические или смальтовые фризы и вставки, витражи, живописные панно, отдельные интерьеры. С одной стороны, это свидетельствовало о неизжитости эклектизма, использовании мотивов модерна как еще одного стиля в семье исторических неостилей. С другой — о более высокой мобильности декоративных искусств по сравнению с архитектурой.

........