-
Выдающиеся архитекторы ( 20 )
п
-
Историческое развитие жилого дома ( 6 )
Развитие жилого дома с древних времена и в разных странах представляет одну из главных тем в истории культуры человечества. Чрезвычайно интересно проследить всевозможные виды жилища в различные исторические эпохи. Все они находятся в зависимости от разнообразных обстоятельств, а именно: от культурного развития народа, от нравов и обычаев, географических условий страны и прочих факторов человеческого существования. Но в то же время все древние жилища в известном роде и до известной степени обладают обязательными свойствами сооружения: целесообразностью, прочностью, красотой.
-
Романский стиль ( 1 )
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
-
Готика ( 1 )
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Зап., Центр. и отчасти Вост. Европе. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды с нарядным декором). В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.
-
Возрождение (Ренессанс) ( 1 )
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его. Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения-общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.
-
Барокко ( 1 )
БАРОККО (итал. barocco, букв.-странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16-сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).
-
Классицизм ( 1 )
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus-образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17-нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, стремился к выражению большого общественного содержания, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.
-
Модерн ( 7 )
"МОДЕРН" (франц. moderne-новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль"), стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19-нач. 20 вв. Представители "модерна" использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу ( Х. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Изобразительное и декоративное искусство "модерна" отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
|