Модерн. Латвия (Рига) - Модерн с историческом центре Риги |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Модерн в историческом центре Риги
После сноса крепостных валов в 1858-65 гг. вокруг Старого Города образовали Бульварное кольцо. Предполагалось застроить его репрезентабельными зданиями. Со временем образовался красивейший в Риге ансамбль застройки. Он органически продолжается в новом для того времени городе, сегодня - историческом центре Риги.
Рижские архитекторы, получившие хорошее классическое образование, охотно использовали в скульптурном убранстве античные образы. Когда модерн завоевал сердца архитекторов, герои греко-римских мифов перекочевали и на фасады домов. Со временем они в духе модерна становились стилизованно декоративнее.
Новый стиль не обескуражил рижан, они отдались его своеобразному очарованию. Дом за домом возводился в этом стиле, и в несколько десятилетий новая Рига, Рига югендстиля, была построена. Хотя архитектура и убранство каждого дома определялись вкусом владельца, в целом нарядные, богатые символическими образами и орнаментами фасады создают приятную, жизнерадостную, добрую атмосферу.
Различия в ментальности населяющих Ригу национальностей способствовали стилистическому многообразию модерна. Декоративно сдержанный стиль чередовался с эмоционально насыщенным, утяжеленный северный стиль с этнографическим уклоном перерастал в масштабность вертикального модерна, в зданиях которого уже заметны черты будущего.
В 1997 году исторический центр Риги был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО; было признано, что в Риге - самое ценное сосредоточение зданий модерна.
Улица Алберта
Улица Алберта - жемчужина стиля модерн; почти все дома на ней принадлежат к нему.
Неповторимое очарование улицы создают дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном, отцом всемирно известного кинорежиссера Сергея Эйзенштейна (№ 2, 2а, 4, 6, 8, 13). Выстроенные в ряд, броские по архитектоническому рисунку фасадов, с изобилующим символикой убранством, они манят полетом фантазии модерн
Общее впечатление дополняется сдержанной манерой застройки другой стороны улицы.
Дом архитектора Константина Пекшенса (№ 12) и проект Эйжена Лаубе (№ 11) отражают направление национального романтизма в архитектуре модерна.
На этой улице мы словно на выставке искусства модерна под открытым небом - здесь рижский югендстиль представлен во всем блеске.
Эмоционально перенасыщенный декоративный стиль Михаила Эйзенштейна знаменует и закат этого направления модерна в архитектуре Риги.
Начиная с 1905 года развитие модерна определяется новой творческой мыслью, однако резко разграничить направления модерна в Риге трудно. Здесь эклектически декоративное перемежается с выражено вертикальными формами и линиями. Те же идеи видны и в зданиях национального романтизма. Это логично, ведь очень часто архитекторы проходили через все эти фазы развития югендстиля
|