JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Преобразовывались и наружные стены нижней части здания. Благодаря тому что нагрузка от перекрытия воспринимается не по всей длине стены, а в отдельных ее точках, стало возможным превратить прежде массивную, глухую стену, скупо прорезанную небольшими проемами, в ряд узких простенков, а между ними поместить большие окна.
Каменное сооружение перестает быть грузным, возносится ввысь, выражая в легких, динамичных формах и затаенные порывы скованного духа, и торжество человеческого мастерства над инертной тяжестью материала. Готической архитектуре удалось преодолеть тяжеловесность романского стиля.
Таким образом, конструктивный остов здания готического собора представляет собой уже не массивы стен и сводов, а скелет, каркас. Это был единственный в своем роде каменный каркас в истории архитектуры, создать который оказалось возможным, потому что и инженерная мысль зодчих, и техническое мастерство каменщиков достигли высокого уровня.
Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами расчлененностью масс, тонкой профилировкой деталей.
С целью уменьшения распора циркульная (полукруглая) форма арок и сводов была заменена стрельчатой. Арки перемычек окон и дверей для единства стиля тоже стали делать стрельчатыми. Эта стрельчатость соответствовала излюбленной в готике остроконечной форме крутых шатровых крыш и фронтонов. Стрельчатые арки не были заимствованы на Востоке, как это может показаться. В архитектуре Ирана и Средней Азии они имели другое очертание, а арабы, с которыми европейцы имели непосредственный контакт в средние века, применяли круговые арки.
В период развитой романской архитектуры фасады церквей, особенно соборных, обогащались резными каменными деталями и скульптурой. В готике скульптурно-рельефная тема играет важную роль в системе средств архитектурной выразительности.
Таким образом, формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность.
Для готического стиля характерна тенденция к преодолению не только инертности и тяжеловесности масс здания — стен, столбов, сводов, но также статичности и замкнутости внутреннего пространства. При строительстве собора ставилась цель создания не просто вместительного помещения, но и величественного интерьера. Высота готических соборов вдвое больше романских, при этом она подчеркнута вертикальностью всех членений, придающей пространству устремленность ввысь.
.
Простор дает ощущение свободы, веры в силу человеческих возможностей. Это одна из целей создания пространственности в современной архитектуре. Но в готике пространственный эффект не производит такого впечатления. Эта архитектура выражает дух своей эпохи; в средние века, когда, как и в древности, откровенно утверждалось право сильного, когда над умами и душами людей господствовали догматы церкви, а несогласных сжигали на городских площадях, не было ни свободы, ни понятия о ней. Если романские соборы выражают мрачную суровость как бы навеки неизменных условий жизни, то архитектура готики предлагала пробудившейся от векового сна и мятущейся в поисках истины человеческой душе лишь мистическую веру в небесные силы.
|