В Италии XVI—XVII вв. победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы.
В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется усложненностью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько специфический характер, что привела к формированию нового стиля—
барокко (от итальянского «причудливый, странный»). Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчеркнутой экспрессией.
Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец
Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он работал сначала во Флоренции, а после поражения Флорентийской республики переехал в Рим. Микеланджело был великим мастером пластического искусства. Его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.
В 1520—1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции
капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля
библиотеки Лауренциана, осуществленный несколько позднее. Это были первые произведения барокко.
Микеланджело принадлежал к числу тех, для кого изменения в социально-политической и духовной атмосфере эпохи (а также события, свидетелем и участником которых ему пришлось быть) означали трагедию. Но и камень в тех формах, которые ему придавал художник, выражает трагизм. Скульптуры, созданные Микеланджело, — это образы скованной силы, мятущегося духа, напряженности, беспокойства. Эти черты присущи и его архитектуре.
Интересно проанализировать, как архитектор-скульптор решает композицию вестибюля библиотеки Лауренцйана. Если бы он просто украсил стены пилястрами, фронтонами и другими аксессуарами классики, то создал бы ничем не примечательную, рядовую композицию. Но он ставил перед собой задачу не просто «оформить» вестибюль, а выразить в этом произведении архитектуры настроение своего времени.
Спаренные пристенные колонны создают напряженный ритм. Они не трактованы в качестве несущих элементов, на которые опираются вышележащие части; они втиснуты в ниши, им тесно. Участки стены выдвинуты вперед, как бы выпирают, и это подчеркнуто рельефной пластикой деталей. Фронтон над дверью разорван. Лестница резко расширяется книзу, заполняя собой почти все помещение. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Вся композиция построена на контрастах, заострена. Архитектурные формы как бы пульсируют. От спокойной ясности ренессанса не осталось ничего.