https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Барокко Барокко - общие сведения - Барокко - прдолжение статьи
Барокко - общие сведения - Барокко - прдолжение статьи


Содержание документа:
Барокко - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
 
Микеланджело принадлежит проект (1546 г.) ансамбля Капитолийского холма в Риме. В отличие от эпохи ренессанса, когда отдельное здание строилось безотносительно к окружению, это была группа построек, композиционно связанных между собой и с объединяющим их пространством площади. Одной из составных частей Капитолийского ансамбля является широкая парадная лестница — излюбленный элемент барочных композиций.

В XVII в. (проект 1662 г.) был осуществлен ансамбль знаменитой овальной площади дель Пополо при въезде в Рим. От нее начинаются три улицы, расходящиеся веером и ведущие в разные районы города. С тех пор эта форма «трезубца» стала одним из штампов при планировке городов, когда прямоугольную сетку улиц пытались оживить пучком из трех лучей, не особенно задумываясь над тем, как этот план будет отвечать реальной жизни города.

Архитектура барокко, возникшая в католической Италии, не нашла для себя почвы в странах протестантской религии, враждебно относившейся к католицизму с его эстетикой театрально-пышной красоты, — в Англии и Шотландии, Скандинавских странах, Швейцарии, северной части Германии. В протестантской Голландии,   которая после буржуазной революции XVI в. освободилась от испанского владычества, архитектура   отличалась сдержанностью и простотой. Но в соседней Бельгии, где было сильно влияние католицизма, строились иезуитские барочные церкви.

В Германии политическая реакция, наступившая после первых попыток добиться буржуазно-демократических свобод, привела к усилению власти феодалов и клерикалов. Во второй половине XVII и первой половине XVIII в. здесь ведется сооружение княжеских резиденций и церквей в стиле барокко.

В XVII в. барокко распространяется в соседней с Италией Австрии, куда после установления императорской власти приглашали итальянских архитекторов для строительства дворцов.

Во Франции войны между католиками и гугенотами во второй половине XVI в. закончились сплочением господствующих классов общества вокруг королевской власти и стабилизацией абсолютизма. Французское дворянство во многом следовало итальянской моде, поэтому стиль барокко оказал определенное влияние и на архитектуру Франции. Но, по существу, этот стиль во Франции не привился.

В странах Пиренейского полуострова пышность и богатство декоративной пластики предвосхищают общеевропейский стиль барокко еще в период ренессанса. В Испании и Португалии есть готические соборы, есть церкви в стиле барокко, есть дворцы в стиле классицизма XVIII в. Но такие постройки здесь единичны. В этих странах на протяжении XIII—XV вв. формировался собственный архитектурный стиль — своеобразная, экспансивная пластика, представляющая темпераментную смесь мотивов, в которых причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, порожденная фантазией архитекторов. На этот своеобразный стиль повлияла роскошная архитектура арабов: испано-португальскому народному зодчеству такие черты не были свойственны. Но, возникнув, это каменное узорочье сделалось настолько привычным, что его уже не смог вытеснить классицизм. Став национальным в Испании и Португалии, стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.

В XVIII в. в разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что значит «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность. Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. В барокко пластика стены динамична, в рококо затейливые украшения сплошь покрывают ровную плоскость стены. Цвета барокко яркие, нысыщенные, в рококо — мягкие, пастельные; излюбленным становится сочетание белого с позолотой. Если барокко выражает пафос активности, то задача рококо — достичь не более чем приятного впечатления. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь.

Источник: Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"