https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Барокко Барокко - общие сведения
Барокко - общие сведения
Содержание документа:
Барокко - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
Фонтан Треви, Рим, СальвиВ Италии XVI—XVII вв. победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы.

В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется усложненностью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной декоративности. В ренессансе эта тенденция приобрела настолько специфический характер, что привела к формированию нового стиля— барокко (от итальянского «причудливый, странный»). Прежняя сдержанность архитектуры, свойственная ренессансу, сменилась подчеркнутой экспрессией.

Начало формированию нового стиля положил скульптор, архитектор и живописец Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он работал сначала во Флоренции, а после поражения Флорентийской республики переехал в Рим. Микеланджело был великим мастером пластического искусства. Его творческий темперамент скульптора проявлялся и тогда, когда он выступал в качестве живописца или архитектора; произведения художника и в этих видах искусства отличаются мощной пластической выразительностью.Западный фасад собора св.Павла, Лондон, Рен

В 1520—1534 гг. Микеланджело построил во Флоренции капеллу Медичи и тогда же выполнил проект вестибюля библиотеки Лауренциана, осуществленный несколько позднее. Это были первые произведения барокко. 

Микеланджело принадлежал к числу тех, для кого изменения в социально-политической и духовной атмосфере эпохи (а также события, свидетелем и участником которых ему пришлось быть) означали трагедию. Но и камень в тех формах, которые ему придавал художник, выражает трагизм. Скульптуры, созданные Микеланджело, — это образы скованной силы, мятущегося духа, напряженности, беспокойства. Эти черты присущи и его архитектуре.

Интересно проанализировать, как архитектор-скульптор решает композицию вестибюля библиотеки Лауренцйана. Если бы он просто украсил стены пилястрами, фронтонами и другими аксессуарами классики, то создал бы ничем не примечательную, рядовую композицию. Но он ставил перед собой задачу не просто «оформить» вестибюль, а выразить в этом произведении архитектуры настроение своего времени.

Спаренные пристенные колонны создают напряженный ритм. Они не трактованы в качестве несущих элементов, на которые опираются вышележащие части; они втиснуты в ниши, им тесно. Участки стены выдвинуты вперед, как бы выпирают, и это подчеркнуто рельефной пластикой деталей. Фронтон над дверью разорван. Лестница резко расширяется книзу, заполняя собой почти все помещение. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Вся композиция построена на контрастах, заострена. Архитектурные формы как бы пульсируют. От спокойной ясности ренессанса не осталось ничего.

 
Барокко начало с выражения протеста подавленной силы, но вскоре пришло к совсем иным мотивам. Пластическое богатство форм барокко оказалось по вкусу знатным заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определенные идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приемов или выражали иное содержание.

Архитектурный стиль барокко связан с обстановкой феодально-католической реакции в Италии и других странах Центральной Европы, подавившей первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в нем нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы, и брожение в умах, сменившее призрачное равновесие духовной жизни эпохи Возрождения.

Наиболее видными мастерами барокко XVII в. были Л. Бернини (1598—1680) и Ф. Борромини (1599—1667). Их произведения различны по духу. Сооружения Бернини, как и его скульптуры, несколько театрально выражают торжественность и величие. Борромини — духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряженностью, экспрессией, контрастами, подчеркнутой динамикой масс и пространств. Средства же и приемы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: вместо спокойного равновесия соразмерных масс и гармоничных композиций ренессанса — нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм, насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность. Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; живопись — красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение.

Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму — круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко — овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограниченно, в барокко — динамично и бесконечно, причем его сложность и динамика подчеркиваются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затененных участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный прием барокко — разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полускрытый проем.

Стиль эпохи порождается не каким-либо отдельным, однозначным фактором. Односторонним и неполным было бы суждение о том, что, например, архитектура Древней Греции обусловлена жизнелюбием и демократичностью, архитектура Самарканда конца XV в. — помыслами Тамерлана о величии, архитектура ренессанса — гуманистическими умонастроениями. Стиль эпохи формируется под воздействием сложного, зачастую противоречивого взаимодействия различных условий, которые в общем составляют особенность ее культуры. Как уже отмечалось, в стиле барокко отразились различные общественные настроения; сказались в нем и особенности жизнерадостной, темпераментной народной культуры Италии. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Это было время, когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного; представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления); Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которое произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Новое мироощущение отразилось на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, четкости, подчеркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике ренессанса.

 
И все же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, — это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко — это в конечном счете апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в последующие времена — богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.

В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности.

Эти средства с той же целью использовала и католическая церковь. Устраивались пышные и торжественные службы, которые должны были при¬влекать народ к религии. Театральная торжественность храма выделяла его из окружающей среды, возвышала его над нею и придавала ему значительность. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали еще более роскошные интерьеры.

В барокко, ставшем излюбленным и как бы каноническим стилем католических храмов не только в XVII в., но и в последующее время, средства архитектуры были направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление. Иррациональный мир барочных образов вызывал мистические ощущения, усиливал религиозное чувство, был созвучен смутным по¬рывам души, не удовлетворенной реальностью, и внушал помыслы о неведомом, потустороннем.

В эпоху барокко широко развернулось культовое строительство. В это время было завершено затянувшееся строительство главного католического храма — собора св. Петра в Риме. Здание представляло собой, как в свое время определил его еще Браманте, центрический объем, завершенный грандиозным куполом — диаметром 42 м. Собор был возведен в основном Микеланджело. Впоследствии (в 1614 г.) план собора был удлинен пристройкой и был сооружен новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. В середине XVII в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором.

В отличие от оформления церквей фасады барочных дворцов несколько более сдержанны. Торжественная импозантность их облика дости¬гается роскошным обрамлением окон и особенно входного портала, за которым раскрывается обширный вестибюль с величественной лестницей, ведущей во второй этаж, где находятся роскошные парадные залы.

В окрестностях Рима строились богатые виллы. Сады с водоемами и многочисленными фонтанами, искусственными гротами и широкими лестницами, скульптурами и декоративными вазами окружали эти загородные дворцы. Создание садово-парковых ансамблей — одно из существенных достижений барокко, включившего природу в сферу архитектуры. Однако природа здесь представлена не в своем естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Это подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи с расположенными на них скульптурами и декоративными вазами.
В эпоху барокко были разработаны приемы ансамблевого строительства.

 
Микеланджело принадлежит проект (1546 г.) ансамбля Капитолийского холма в Риме. В отличие от эпохи ренессанса, когда отдельное здание строилось безотносительно к окружению, это была группа построек, композиционно связанных между собой и с объединяющим их пространством площади. Одной из составных частей Капитолийского ансамбля является широкая парадная лестница — излюбленный элемент барочных композиций.

В XVII в. (проект 1662 г.) был осуществлен ансамбль знаменитой овальной площади дель Пополо при въезде в Рим. От нее начинаются три улицы, расходящиеся веером и ведущие в разные районы города. С тех пор эта форма «трезубца» стала одним из штампов при планировке городов, когда прямоугольную сетку улиц пытались оживить пучком из трех лучей, не особенно задумываясь над тем, как этот план будет отвечать реальной жизни города.

Архитектура барокко, возникшая в католической Италии, не нашла для себя почвы в странах протестантской религии, враждебно относившейся к католицизму с его эстетикой театрально-пышной красоты, — в Англии и Шотландии, Скандинавских странах, Швейцарии, северной части Германии. В протестантской Голландии,   которая после буржуазной революции XVI в. освободилась от испанского владычества, архитектура   отличалась сдержанностью и простотой. Но в соседней Бельгии, где было сильно влияние католицизма, строились иезуитские барочные церкви.

В Германии политическая реакция, наступившая после первых попыток добиться буржуазно-демократических свобод, привела к усилению власти феодалов и клерикалов. Во второй половине XVII и первой половине XVIII в. здесь ведется сооружение княжеских резиденций и церквей в стиле барокко.

В XVII в. барокко распространяется в соседней с Италией Австрии, куда после установления императорской власти приглашали итальянских архитекторов для строительства дворцов.

Во Франции войны между католиками и гугенотами во второй половине XVI в. закончились сплочением господствующих классов общества вокруг королевской власти и стабилизацией абсолютизма. Французское дворянство во многом следовало итальянской моде, поэтому стиль барокко оказал определенное влияние и на архитектуру Франции. Но, по существу, этот стиль во Франции не привился.

В странах Пиренейского полуострова пышность и богатство декоративной пластики предвосхищают общеевропейский стиль барокко еще в период ренессанса. В Испании и Португалии есть готические соборы, есть церкви в стиле барокко, есть дворцы в стиле классицизма XVIII в. Но такие постройки здесь единичны. В этих странах на протяжении XIII—XV вв. формировался собственный архитектурный стиль — своеобразная, экспансивная пластика, представляющая темпераментную смесь мотивов, в которых причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, порожденная фантазией архитекторов. На этот своеобразный стиль повлияла роскошная архитектура арабов: испано-португальскому народному зодчеству такие черты не были свойственны. Но, возникнув, это каменное узорочье сделалось настолько привычным, что его уже не смог вытеснить классицизм. Став национальным в Испании и Португалии, стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.

В XVIII в. в разных странах Европы барокко переходит в стиль рококо (от французского «рокайль», что значит «раковина»; в орнаментации этого стиля были излюбленными мотивы морских раковин). Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность. Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. В барокко пластика стены динамична, в рококо затейливые украшения сплошь покрывают ровную плоскость стены. Цвета барокко яркие, нысыщенные, в рококо — мягкие, пастельные; излюбленным становится сочетание белого с позолотой. Если барокко выражает пафос активности, то задача рококо — достичь не более чем приятного впечатления. Барокко стремится потрясти, рококо — развлечь.

Источник: Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"