Модерн. Россия (Санкт-Петербург) - Закат модерна |
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
Движение нового стиля едва достигло зенита, когда в эволюции русской (прежде всего — столичной) культуры произошла подготовленная исподволь смена ценностных ориентации. В художественном сознании воцарились пассеистские идеалы. Они облеклись в плоть неоклассицизма и родственных ему ретростилей, эти течения очень многое унаследовали от модерна и в архитектурном формообразовании, и в понимании задач и методов монументально-декоративного искусства. Но разговор об этом составляет особую тему.
Значительность творческих открытий модерна позволяет увидеть в нем синкретичную основу широкого спектра художественных явлений хх века. Но этот богатейший, щедрый пласт наследия все еще остается недооцененным. Болезненное проявление такой недооценки — небрежное отношение к утонченному и хрупкому искусству нового стиля. В современном городе, где старое и новое ведут напряженный, во многом конфликтный диалог, это наследие тает на глазах. Исчезают многими десятками и сотнями витражи, решетки, камины. Огромный ущерб нанес комплексный капитальный ремонт, осуществлявшийся индустриальными методами. Размеры стихийного бедствия приобрел повсеместный бытовой вандализм. Объемы реставрационных работ совершенно не соответствуют нуждам зданий модерна. Демонтаж отдельных произведений и деталей декора для передачи их в музейные хранилища также не вызывает благодарного чувства . Ведь высшая цель и пафос модерна заключались в том, чтобы вынести предметы искусства из музеев в реальную жизненную среду.
Полный текст данной ставтьи читайте в книге "Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века. Эклектика, Модерн. Неоклассицизм", автор Б.М. Кириков. Купить эту книгу можно здесь >>>
|